Четверг
23.11.2017
23:31
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 143
Психолого-педагогическая служба
Главная » Статьи » Мои статьи

Типология подростков-правонарушителей

Типология подростков-правонарушителей.

 

В современной психологической, криминологической литературе имеется несколько попыток классификации несовершеннолетних правонарушителей. Одни авторы исходят из мотивации самого антиобщественного поведения, выделяя: а) подростков, активно стремящихся удовлетворить элементарные и низменные потребности; б) поддавшихся в силу слабоволия и внушаемости подстрекательству; в) мечтателей; г) морально и умственно дефективных; д) действующих под влиянием истерии или психастении. Другин, исходя из степени социально-педагогической запущенности, классифицируют несовершеннолетних правонарушителейисходя из «ступеней» деформации личности подростка, искажения ее нормального развития. В частности, различают: а) правонарушителей с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью. Третьи классифицырут подростков-правонарушителей, исходя из учета общей направленности личности подростка, определяемой на основе сопоставления данных, проявившихся в отношениях и действиях подростка: образе жизни, связях, по­ведении, его потребностях, интересах, взглядах, мотивации поведения, характерологических чертах, а также данных социально-демографической характеристики и данных об обстоятельствах преступления с точки зрения выражения в них личностных черт подростка.

Криминалисты выделяет 4 типа подростков, для которых совершение преступления было: 1) случайным, противоречащим общей направленности личности; 2) вероятным, но не неизбежным, с учетом общей неустойчивости личностной направленности; 3) соответствующим антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации; 4) соответствующим преступной установке личности и включающим поиск или создание необходимых повода и ситуации.

Наиболее оптимальна типология типа поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности (Д.И Фельдшейн). Выделение нескольких групп по такому принципу позволило, организуя включение подростков в общественно полезную трудовую деятельность, более целенаправленно воздействовать на упрочение одних и нивелирование отрицательных качеств личности.

Полученные психологические характеристики подростков позволили условно выделить пять групп на основе определенного типа их поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности подростков.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, весьма ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны, вспыльчивы, несдержанны, драчливы. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознан­ность совершаемых правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению, иждивенчество и стяжательство являются типичными особенностями этой группы подростков-правонарушителей.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, низменными устремлениями, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним пра­вонарушителям, у которых устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших. Их характеризуют импульсивность, неустойчивость, быстрая смена настроений. Извращены представления этих подростков о мужестве, товариществе. Вместе с тем правонарушения совершались ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личности мотива. Обостренное самолюбие, хитрость, лживость, раздражительность, упрямство, неверие в людей, отсутствие трудолюбия — характерно для этой группы подростков.

Третью группу подростков-правонарушителей характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими правонарушений. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями, и эгоистические устремления к получению удовольствий, либо неумение противостоять ситуации вызывают антиобщественные поступки, приводя к накоплению опыта аморального поведения. Подростки этой группы отличаются бравадой своим прошлым, показным удальством, хитростью, лживостью, притворством, приспособленчеством к обстоятельствам, апатией к общественно важным делам, неверием в людей.

Четвертую группу составляют подростки со слабо деформированными потребностями. Их характеризуют безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами. Тяга к приключениям, фантазерство, артистичность, беззлобное озорство и мнительность типичны для этих подростков.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они трудолюбивы, исполнительны, с обостренным чувством стыдливости, однако безвольны и поддаются влияниям микросреды.

***

Исследовательская работа по изучению типичных особенностей подростков-правонарушителей и экспериментальное варьирование их включения в систему обще­ственно полезной трудовой деятельности показали, что ключом к перевоспитанию подростков первой группы является опора на такие качества их личности, как энергичность, упорство в достижении поставленной цели, стремление к престижу, первенству, в сочетании с полусознательным чувством их собственной социальной неполноценности. Зримо выраженный характер общественной значимости выполняемых ими трудовых дел, организация их труда в небольших коллективах (порой в 2—3 человека), где им время от времени поручалось руководство трудом товарищей, способствовали действенному включению этих подростков в коллектив, установлению должных в нем отношений.

Для подростков второй группы особое значение приобретает само изменение обстановки и стереотипных форм реагирования на нее. Подчеркнутое доверие к ним, включение в организационно-общественную деятельность, обыгрывание их трудовых свершений, вовлечение не только в исполнительскую, но прежде всего в организаторскую работу, вырабатывающую умение и коман­довать и подчиняться, обеспечивало относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно значимой трудовой деятельности.

Для третьей группы подростков важен ритм и напряженность трудовых дел, включение их в поисковые работы, такие как «разведчиков трудовых дел» и пр. Здесь имеется возможность проявить себя, занять значимое место в коллективе.

Вхождению в систему общественно полезной трудовой деятельности подростков четвертой группы активно способствует пробуждение интереса к жизни, положительных переживаний, нахождение жизненных перспектив. Организация скользящего графика учебы, работы, систематический контроль и регулярное подведение итогов, темпы коллективной деятельности, личная ответственность перед коллективом, включение в соревнование, создают условия для вхождения подростков этой и пятой группы в систему разнообразной трудовой деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: sppsmoy38n (21.10.2008) | Автор: sppsmoy38n
Просмотров: 2772 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]