Четверг
23.11.2017
23:28
Категории каталога
Мои статьи [41]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 143
Психолого-педагогическая служба
Главная » Статьи » Мои статьи

Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей

Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей

(Анализ литературы по вопросу работы с подростками правонарушителями)

 

Необходимой предпосылкой организации целенаправленной работы по формированию личности подростка-правонарушителя, является изучение типичных психологических особенностей этих детей. Многие авторы рассматривали личность несовершеннолетнего правонарушителя с точки зрения ее биопсихической неполноценности, видя в антиобщественном поведении роковое влияние наследственности. Психологическому исследованию личности несовершеннолетнего правонарушителя посвящен целый ряд работ.

Исследование, которое охватывало около двухсот несовершеннолетних правонарушителей-мальчиков в возрасте 10—16 лет и имело объектом психически и физически здоровых подростков, показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности этих детей, являются лишь недостатки семейного воспитания, усугубляемые недостатками школьной работы (Д.И Фельдштейн).

При нормальном здоровье подростки-правонарушители характеризуются следующими, представляющими несомненный интерес для психологов и педагогов особенностями: 52% подростков, чрезвычайно подвижны, 20% — инертны; 77% — отличаются большой агрессивностью, вспыльчивостью, раздражительностью; 70% — грубостью; 17% — необычной для данного возраста склонностью к слезам; у 71% подростков — большая невнимательность, рассеянность; и только у 20% — внимание устойчиво. У подавляющего большинства (97%) отмечается лживость и у 59% — безответственность.

У подростков-правонарушителей наблюдается наличие четко выраженных эгоистических, общественно отрицательных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей. Так, 10% из них употребляли наркотики, большинство их курит — 73%; больше половины пьют спиртные напитки — 59%; многих характеризует тяга к бродяжничеству, у некоторых отмечается склонность к половым извращениям.

Наряду с наличием примитивных, утилитарных, аномальных потребностей подростков-правонарушителей характеризует извращенная направленность таких потребностей, как потребность в самозащите, в товариществе, в общении, что приводит к искаженным представлениям о дружбе, товариществе, долге, чести. У подростков-правонарушителей деформированы духовные, познавательные, эстетические потребности. Утрачен, в частности, интерес к учебе. Причины этого явления крылись в недисциплинированности, частых пропусках занятий, бродяжничестве, хулиганстве. Однако это отставание, как и отсутствие позитивного интереса к знанию, ни в коей мере не определяется интеллектуальными возможностями подростков, являясь следствием упущений в учебно-воспитательной работе школы и воспитательно-образовательному потенциалу родителей.

Данные исследования свидетельствуют о том, что у подростков-правонарушителей имеются нормальные интеллектуальные возможности и при должной организации их деятельности у них резко активизируются соответствующие познавательные интересы. О прочности полученных подростками знаний свидетельствуют дальнейшие успешные занятия выпускников школы, в техникумах, профессиональных училищах и военных училищах.

Следует отметить, что подростков-правонарушителей характеризует отсутствие позитивного интереса не только к такой форме познавательной деятельности, как учеба. У этих подростков вообще ослаблен социально позитивный познавательный интерес. Но в, то, же время этот интерес весьма развит по отношению к обычаям и традициям той микросреды, в которой общается подросток. В данном случае традициям группы, к которой причисляет себя подросток.

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия — являются типичными для подростка-правонарушителя.

Анализ полученных нами материалов показывает, что 71% подростков отдавали предпочтение разного рода зрелищам, либо бесцельному пребыванию в группе сверстников. Как показала статистика, 48% преступлений совершено подростками в послеобеденные часы, т. е. в то время, когда они свободны от учебы.

Анализ мотивов антиобщественного поведения подростков показывает, что почти половина (49%) совершаемых ими правонарушений связаны с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста потребностей в употреблении алкогольных напитков, табачных изделий, участия в азартных играх, и пр. Четко выделяется группа подростков (18%), совершавших правонарушения из стремления познать новое, испытать неизведанное. У части подростков (17%) правонарушения были связаны с желанием самоутверждения, равенства среди других членов микрогруппы, боязни, что признают трусом, высмеют, 9% подростков совершали правонарушения из озорства. Лишь 7% детей подросткового возраста совершали правонарушения, стремясь удовлетворить естественные потребности в пище, одежде, что всегда было связано с бегством из дома, бродяжничеством.

Изучение полученных данных убеждает в том, что у значительной части подростков совершение правонарушений явилось следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания - своих прав, стремлений добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, складывающихся в которой формируется личность, является семья. В связи с этим, психологическая характеристика подростка, была бы неполной.

Изучение показывает, что материально-бытовые, в том числе и жилищные условия семей подростков-правонарушителей не отличаются от условий, в каких растут и воспитываются обычные подростки. Уровень доходов в таких семьях стабильный и в некоторых случаях даже выше среднего уровня. Нет резкой разницы и в количестве детей между семьями несовершеннолетних правонарушителей и обычными семьями. Интересно, что у 56% трудных подростков есть и мать, и отец, причем у 71,7% ребят оба родителя живут вместе. В условиях неполной семьи, где крайне затруднен контроль за подростками, воспитывалось меньше половины (44%) несовершеннолетних правонарушителей. Показательно, что свыше половины (53%) неполных семей составляют распавшиеся семьи. В таких семьях исключительно неблагоприятная обстановка, порождающая у подростков неверие в людей, скептицизм, формирующая индивидуалистические черты.

Однако решающим является не состав семьи, а ее нравственная атмосфера, т. е. взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, взрослыми и окружающими, взрослыми и детьми. Для семей, где воспитываются подростки-правонару­шители, типичен постоянный разлад между родителями, ругань, ссоры (57%), ссоры и драки с соседями (19% семей), разврат (13% семей).

Показательно, что образовательный уровень родителей подростков, совершивших правонарушения, значительно ниже среднего образовательного уровня. Не случайно в этих семьях зачастую отсутствует элементарное представление о путях и способах нормального воспитания детей. Подростки предоставлены, как правило, самим себе, родители не контролируют их знакомства, связи, расход карманных денег, проведение досуга и пр. Отсутствие обязанностей по дому, безответственность в семье перерастала в безответственное отношение к обществу.

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи, создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин правонарушений подростков. 

Следует отметить, что многие педагоги школ слабо знают индивидуальные особенности своих воспитанников и, кроме этого, недостаточно учитывают их в повседневной работе. К тому же в школах наблюдается весьма определенное отношение учителей к трудным подросткам. Формы поведения, привычки, выработанные у подростков в семье, как известно, часто не соответствуют требованиям школы. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно-отрицательным формам поведения, которые, как справедливо отмечаются, при длительном сохранении аффективного состояния, они становятся устойчивыми качествами личности (Л. И. Божович). С трудными подростками беседуют классные руководители, социальные педагоги и директора, их удаляют с уроков, обсуждают на родительских комитетах и педсоветах, но лишь немногие из этих ребят, вовлекаются во внеклассную работу; только некоторые подростки-правонарушители принимают участие в общественной жизни школы. Отношения педагогов с трудными подростками характеризуются стремлением пресечь плохое поведение учащихся, а не устранять порождающие его причины. Анализ характеристик, ежегодно записываемых классными руководителями в личные дела подростков, показал, что явно вырисовывается тенденция видеть в трудных детях только отрицательные черты и качества. Неумение, а подчас и нежелание увидеть личность, вызывают своеволие, грубость подростков. Конфликтные отношения с педагогами усугубляются и тем, что подростки-правонарушители, как правило, не дружат и с товарищами по классу, к ним плохо относятся дети, отрицательно смотрят педагоги и родители из «благополучных» семей. Анализ полученных данных показал, что, несмотря на характерные для подросткового возраста стремления к общению с товарищами, к самостоятельности, к уважению со стороны взрослых, трудные подростки уже к 5-му—6-му классам фактически оказываются вне коллектива своих сверстников, испытывая негативное отношение учителей. Стремясь занять соответствующее место, трудные подростки прибегают к отрицательным формам поведения, к ложному авторитету силы. Завязывая вне школы связи с подобными же подростками, эти ребята пытаются и в школу перенести антиобщественные формы поведения, принятые в «уличных» группах приятелей или, насмотревшись боевиков по телевидению, где очень часто рекламируется образ «крутых» бандитов. В таких случаях у подростков наблюдается ложные ценности и отсутствие гражданской позиции.

Социальная ситуация развития «трудного» подростка такова, что он оказывается и вне коллектива семьи, и вне коллектива школы. Выпадая из семейного и, школьного коллективов, подросток, характерной особенностью которого является стремление к общению, к признанию его самостоятельности взрослыми, попадает в «уличную» группу подростков, микроклимат которой дает ему определенные возможности для повышения самооценки, для компенсации негативной оценки школьного и семейного воспитания. На это совершенно верно указывал еще Курт Левин, отмечая, что подросток находится в особом положении между ребенком и взрослым. И когда общество «выталкивает» подростка, то уличный микроколлектив позволяет найти ему какое-то место. Однако положение подростка в таком микроколлективе очень тяжелое, ибо там он находится под влиянием «героев улицы», которые, будучи старшими по возрасту и воздействуя своим «авторитетом», а чаще угрозами, объединяют подростков в группу. Показательно, что большинство подростков совершили правонарушения в составе группы.

Изучение подростков, поставленных на внутришкольный учет, показывает, что их характеризует полная потеря доверия к окружающим, прежде всего, ко взрослым, к воспитателям, к их словам и поступкам. Наряду с недоверием к взрослым, у подростков явно выражено и отсутствие доверия к товарищам. Следует отметить необычное явление у девочек-правонарушителей, когда у некоторых отсутствие товарищества (черты, так присущей детям этого возраста) усугублялось четко выраженной тенденцией к ябедничеству (разумеется, тайному, скрытому от товарищей) с последующим чувством удовлетворения, когда одноклассник нес наказание за какой-либо проступок.

  Литература:

1.      Д.И Фельдштейн «Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе».

2.      Л.И Божович «Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе»

3.      Л.С Выготский «Педолгия подростка».

4.      А.Н Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность».

5.      С.Л Рубинштейн «Основы общей психологии».

6.      Э. Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
Категория: Мои статьи | Добавил: sppsmoy38n (20.10.2008) | Автор: sppsmoy38n
Просмотров: 12890 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/7 |
Всего комментариев: 1
1  
нужно проверить :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]